Анатолий Грачев

Жизнь без любимой жены для него потеряла всякий смысл. И он ушел вслед за ней

Есть актеры, лица которых хорошо знакомы, а фамилии редко кому известны. Например, Анатолий Грачев, снявшийся во многих хороших, часто идущих по телевидению картинах. Такое славное, доброе, остающееся в памяти лицо, а фамилию знают единицы. Тем не менее, актер оставил яркий след в советском и российском искусстве и вписал свое имя в историю кинематографа и театра.

Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Человек со стороны»

Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Человек со стороны»

Анатолий Грачев родился 12 июля 1937 г. в Башкирии, в поселке городского типа Ишимбае. Семья была простой: отец — строитель, мама — домохозяйка. Мальчику не было и 10 лет, когда случилось огромное горе — мама ушла из жизни. Бабушка забрала его к себе, она жила в Поволжье в селе Кузоватово. Там Толя учился в школе, а после ее окончания уехал к отцу в г. Салават, устроился слесарем на завод.

Еще школьником участвовал в художественной самодеятельности, а работая на заводе, занимался во Дворце культуры в драматическом кружке. Юноша хорошо пел и танцевал, играл в постановках. Тогда-то он и принял твердое решение стать актером.

В 55-м году Анатолий отправился в Москву и поступил в ГИТИС (маст. известного педагога И. М. Раевского). После окончания института молодой актер был приглашен в Московский драмтеатр (позже — театр на Малой Бронной). Сыграл главные роли в пьесах, которые поставил Андрей Гончаров: «Девятый вал» Ю.Эдлиса и «Жив человек» В.Максимова. Гончаров доверял Грачеву серьезные работы и очень ценил его актерский талант.

Анатолий Грачев. Кадр из фильма «Весна на Одере»

Анатолий Грачев. Кадр из фильма «Весна на Одере»

А когда в театре появился Анатолий Эфрос, наступила новая веха не только в деятельности театра, но и в карьере Грачева. Эфрос сумел почувствовать в актере не только социальное, но и романтическое начало, лиризм, задушевность. В спектаклях Эфроса Анатолий сыграл Ромео в «Ромео и Джульетте», Алешу Карамазова в «Братьях Карамазовых», Дона Карлоса в «Дон Жуане» и др. Грачев считал Эфроса своим маяком, путеводной звездой в искусстве.

Когда Эфрос покинул театр, количество ролей у Грачева значительно уменьшилось. Новые режиссеры работали уже со своими актерами, и Грачеву подолгу приходилось ждать какой-нибудь роли. Поэтому, когда открылся театр «Et cetera», которым руководил А.Калягин, Анатолий Дмитриевич принял его приглашение и перешел на работу в этот театр.

Дебютом Грачева в театре А.А.Калягина в 1993 году стала роль Серебрякова в чеховской пьесе «Дядя Ваня». 12 лет прослужил Анатолий Дмитриевич в этом театре, где сыграл много разных и интересных ролей.

Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Дядя Ваня»

Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Дядя Ваня»

На киноэкране Анатолий впервые появился студентом четвертого курса в фильме «К черному морю» (Юра Дрожжин, водитель). Позже снялся в картинах «Аленка» (Егор), сыграл главные роли в «Весне на Одере» (капитан Чохов), в «Волчьей стае» (Левчук), «Остаюсь с вами» (Аркадий Гайдар) и др. Актер снимался много. В кризисные для кинематографа 90-е годы приглашения сниматься прекратились. И Грачев полностью посвятил себя театру.

С раннего детства, как только Анатолий научился читать, он был постоянным посетителем библиотеки. На всю жизнь сохранилась у него любовь к книгам. Будучи студентом, живя на стипендию, отказывая себе буквально во всем, он умудрился собрать хорошую библиотеку, такой не было ни у одного из его сокурсников.

Анатолий Грачев. Кадр из фильма «Алые погоны»

Анатолий Грачев. Кадр из фильма «Алые погоны»

По характеру Анатолий Грачев был очень прямым, принципиальным, бескомпромиссным. Не делал никаких скидок на должности и звания, если считал, что необходимо доказать правоту. Это, разумеется, не всем нравилось, но большинство коллег его уважало за честность и правдивость. К тому же — он был интеллектуально развитый человек, много знал и был интересным рассказчиком.

Во время учебы в ГИТИСе Анатолий Грачев познакомился с однокурсницей Татьяной Кленовой. Они поженились, и в 67-м году у них родился сын Дмитрий. Семья жила дружно, обожая своего сына и отдавая ему все свободное время.

Татьяна Кленова и Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Человек со стороны»

Татьяна Кленова и Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Человек со стороны»

Татьяна для Анатолия была не только надежным тылом и теплой гаванью, но и строгим зрителем, критиком и советчиком, верным помощником в его творчестве.

Когда в марте 2005 года Татьяна Дмитриевна скончалась после тяжелой болезни, жизнь для Анатолия Дмитриевича потеряла всякий смысл. Он впал в депрессию и через два месяца 19 мая 2005 г. ушел вслед за ней. Ему было 67 лет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *