Андрей Попов

Он никогда никого не обидел, и никого никогда не подвел. Замечательный актер и человек Андрей Попов

Восхитительный, искрометный русский актер. Великий актер старой плеяды, создавший незабываемые образы в театре и кино. Огромного роста, с прекрасными, умными глазами, роскошным голосом, таким был Андрей Алексеевич Попов.

Андрей Попов. Фото: vokrug.tv

Андрей Попов. Фото: vokrug.tv

Коллеги и друзья, вспоминая Андрея Попова, особенно выделяют его доброту, душевную щедрость и обязательность. Режиссер Алексей Герман когда-то заметил: «Он никогда никого не обидел, и никогда никого не подвел».

Родился Андрей Попов 12 апреля 1918 г. в Костроме. Его отец, Алексей Дмитриевич Попов был актером МХАТа, учеником К.С.Станиславского, но незадолго до рождения сына уехал в Кострому, чтобы в местном драмтеатре попробовать себя в качестве режиссера. Позже семья вернулась в Москву, и с 1935 г. до 1958 г. А.Д.Попов был главным режиссером Центрального театра Красной армии (сейчас — Центральный академический театр Российской армии).

Мама работала врачом, а после рождения сына стала домохозяйкой. У мальчика было счастливое детство, он рос окруженный любовью и лаской, был веселым, шаловливым и очень добрым. Мечтал быть трубочистом. Отзывчивость, добросердечие, умение сострадать — таким человеком знали Андрея Попова. Сам же был незащищенным и очень ранимым.

Андрей Попов. Кадр из фильма «Шведская спичка»

Андрей Попов. Кадр из фильма «Шведская спичка»

В 1939 г. Андрей Попов окончил студию при ЦТКА (курс Владимира Благообразова) и стал актером Центрального театра Красной армии, на сцене которого проработал около 34 лет. Сначала были эпизодические роли (невзирая на то, что главным режиссером был отец). Кстати, его отец, очень серьезно относившийся к своей профессии, не поощрял стремление сына пойти по актерской стезе — он опасался, что ему не хватит таланта, чтобы стать по-настоящему интересным актером.

Андрей Попов. Кадр из фильма «Укрощение строптивой»

Андрей Попов. Кадр из фильма «Укрощение строптивой»

После довольно долгой череды массовок и эпизодов, только в 1951 году, Андрей получил главную роль: Хлестаков в «Ревизоре» Н.Гоголя. В этой работе ярко развернулось дарова­ние актера, в его игре не было нарочитости, театральности. Это был блестящий успех! В дальнейшем играл крупные роли — Григорий Гай («Мой друг»), Фёдор Абрамов («Барабанщица»), капитан Платонов («Океан»), Яков Богомолов в одноименной пьесе, Епиходов («Вишнёвый сад»), Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного»), старшина Васков («А зори тут тихие»), Войницкий («Дядя Ваня») и др.

Он четко определил, для чего нужен человеку театр: «Помочь человеку жить…». И через это Попов строил всё: актерство, режиссуру, педагогику. Он помогал людям жить…

Андрей Попов. Кадр из фильма «Учитель пения»

Андрей Попов. Кадр из фильма «Учитель пения»

Через несколько лет после того, как пост главного режиссера покинул Алексей Попов, на эту должность был назначен Андрей Алексеевич. Но за десять лет руководства ЦТСА он поставил всего пять спектаклей, отдавая предпочтение актерскому ремеслу. Лучшими режиссерскими работами стали сказка по пьесе Е.Борисовой «Солдат и Ева» и музыкальная комедия Пьетро Гаринеи и Сандро Джованнини «Ринальдо идет в бой».

В 1973 г. Андрей Попов ушел из театра из-за противоречий с Главным политуправлением Советской армии и Военно-Морского флота СССР, которое курировало театр. Разногласия в основном касались репертуара ЦТСА: военное руководство настаивало на увеличение количества военно-патриотических постановок.

Андрей Попов. Кадр из фильма «Кража»

Андрей Попов. Кадр из фильма «Кража»

По приглашению О.Н.Ефремова Попов перешел в труппу МХАТ им. М. Горького. Среди его ролей в художественном театре: Галилей («Жизнь Галилея»), Лебедев («Иванов»), Сорин («Чайка»), Кушак («Утиная охота») и др. Особенно органичен Попов был в чеховских ролях. Ростислав Плятт когда-то сказал: «Андрей Алексеевич, конечно, был идеальным исполнителем чеховских ролей, но для меня он был по сути своей ещё и чеховским человеком».

Зрители кино прекрасно знают Андрея Попова, он много снимался. Это Дюковский («Шведская спичка»), Яго («Отелло»), священнослужитель («Все остается людям»), поручик Василий Назанский («Поединок»), Петруччо («Укрощение строптивой») Ефрем Соломатин («Учитель пения») слуга Захар («Несколько дней из жизни И. И. Обломова») и др.

Андрей Попов. Кадр из фильма «Сватовство гусара»

Андрей Попов. Кадр из фильма «Сватовство гусара»

Попов преподавал в ГИТИСе, в звании профессора. По воспоминаниям бывших студентов, поступивших к нему на курс, они поначалу смотрели на него снизу вверх — звезда, великий актер, большой художник… И по общим отзывам их буквально сразу поразила та удивительно простая, контактная атмосфера, которую создал мастер. Это было на протяжении пяти лет, всей учебы. Он был простодушен, добр и относился к ним как к своим детям. Один из его выпускников, театральный режиссер Виталий Мельников, вспоминал, что на одной фотографии Андрей Алексеевич написал ему: «Моему «сыну»». Это было безмерно трогательно…

Андрей Попов. Кадр из фильма «Солнечный ветер»

Андрей Попов. Кадр из фильма «Солнечный ветер»

Был очень домашним, ценил уют, комфорт, спокойную обстановку. Его женой была Ирина Владимировна Македонская, артистка балета, театральный режиссёр. Все было бы хорошо, но детей у них не было — и это очень огорчало Андрея Алексеевича.

Андрей Алексеевич Попов скончался после тяжелой болезни 10 июня 1983 года.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *