Евгений Лебедев

Он не простил другу предательство, а себе то, что предал своего учителя. Евгений Лебедев

За способность к перевоплощению его называли «великим лицедеем». Пожалуй, не было образов, которые Евгений Лебедев не мог создать на сцене и в кино. Человек трудной судьбы…. Он не прощал несправедливости не только другим, но и самому себе.

Евгений Лебедев. Фото: kino-teatr.ru

Евгений Лебедев. Фото: kino-teatr.ru

Трудное детство сына священника

Евгений Лебедев появился на свет 15 января 1917 г. в городе Балаково Саратовской области в семье священнослужителя. И практически всю жизнь был вынужден скрывать свое происхождение. Надо сказать, что жизнь здорово его потрепала, доставила много горя и невзгод. С десяти лет Женю воспитывали дед и бабушка. Учился в школе, в ФЗУ, а в 1932 году поступил в самарский ТРАМ. Очень скоро там узнали, что Женя из семьи священника, и он был исключен.

Начало творческого пути

Приехав в Москву, поступил в студию Театра Красной армии. В 1936-1937 г.г. учился в Центральном техникуме театрального искусства (ЦЕТЕТИС, теперь — ГИТИС), с 1937 года был студентом училища Камерного театра.

Трудно приходилось, надо было постоянно работать во время учебы — разнорабочим, бутафором, грузчиком. Часто голодал, ночевал на вокзалах и даже на улице.

В 40-м году переехал в Тбилиси, стал актером ТЮЗа. Именно там и произошло знакомство с Г.Товстоноговым, с которым их связала прочная мужская дружба и творческая судьба. В тбилисском ТЮЗе сыграл Павку Корчагина («Как закалялась сталь»), Митрофанушку («Недоросль»), Сергея Тюленина («Молодая гвардия»).

Евгений Лебедев в спектакле «Молодая гвардия». Фото: kino-teatr.ru

Евгений Лебедев в спектакле «Молодая гвардия». Фото: kino-teatr.ru

Друг Сашка Климкин

Они подружились, учась на первом курсе ЦЕТЕТИСа. Это была настоящая дружба: вместе постигали азы актерского мастерства, жили в одной комнате общежития, разделяя пополам радости и печали, поддерживая друг друга в трудную минуту. Лебедеву Сашка напоминал чем-то отца. Высокий, видный, голубоглазый парень обладал прекрасным низким голосом. У отца был красивый бас-контанте, и маленький Женя, слушая как поет папа, хотел иметь такой же голос — мечтал, когда вырастит, стать оперным певцом. Но голос отца Жене по наследству не перешел и с этой иллюзией пришлось расстаться.

После переформирования ЦЕТЕТИСа в ГИТИС, Александр как и Евгений, в этот вуз рекомендован не был, но друзьям разрешили остаться в общежитии, пока не поступят в другую театральную школу. Стипендию уже не платили, а жить на что-то нужно было. Первым устроился на работу Сашка, зарплату которого делили на двоих. Когда друг уволился, стали жить на стипендию Жени, поступившего в школу Камерного театра.

Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Два капитана»

Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Два капитана»

Климкин же, имея хороший голос устроился в ансамбль Александрова, куда его сразу взяли. Краснознаменный ансамбль к тому времени стал выезжать с гастролями за границу, и Саша делился с Евгением впечатлениями о первой своей поездке в Париж, где ансамбль завоевал Гран-При на Всемирной выставке. Потом ансамбль вылетел в Лондон, и по какой-то политической причине, его долго не пускали обратно в Союз. Информации было мало, Евгений волновался за судьбу своего друга. Но все обошлось, коллектив благополучно прибыл на Родину. Узнав об этом Евгений, сразу бросился разыскивать своего друга. Нашел его в ресторане ЦДКА. На Сашке был цивильный костюм и он о чем-то увлеченно беседовал с сидящими за столиком коллегами по ансамблю. Лебедев окликнул его. Сашка повернулся, махнул рукой, дескать, «мне некогда!», и отвернувшись продолжил беседу с коллегами. Лебедев понял, что его дружба Сашке уже не нужна. У него были новые друзья, новый круг общения, в который студент Лебедев уже не вписывался.

Больше Сашку Лебедев никогда не видел и не хотел видеть. Сашка тоже не искал встречи с ним.

В свои мемуарах Евгений Лебедев напишет, что такой дружбы, как с Сашкой Климкиным, у него больше никогда не было. Да и не могло быть. После предательства друга он престал верить в дружбу.

Таиров

Имя создателя Камерного театра режиссера Александра Таирова в 20-х-30-х годах гремело на всю Москву. Его спектакли собирали аншлаги, а постановка «Оптимистической трагедии» была признана критиками одной из лучших на то время. Именно после просмотра «Оптимистической…» Лебедев сделал выбор в пользу театральной школы Камерного театра, а Таиров стал для него первым учителем, который на практике научил его специфике и культуре театрального искусства. После отъезда Евгения Лебедева в тбилисский ТЮЗ, Таиров писал письма своему любимому ученику с просьбой вернуться в «родные пенаты». Приезжая из Тбилиси в Москву Лебедев первым делом забегал в «Камерный» к своему учителю. Рассказывал о своей творческой жизни, советовался. Вокруг Таирова в театре всегда собиралось много людей, он был в центре внимания, к каждому актеру находил подход, все доходчиво объяснял, а атмосфера в театре была свободной и непринужденной.

Александр Таиров. Фото: histrf.ru

Александр Таиров. Фото: histrf.ru

Тучи над Таировым стали сгущаться в 1936 году, когда его сатирическую постановку «Богатыри» подвергли резкой критике и обвинили в «идеологической неграмотности».

Таиров продолжал работать и в 1945 году даже получил высшую награду — орден Ленина. В 1948 году удар был нанесен уже по самому театру, были запрещены постановки зарубежной драматургии, а Таирова обвинили в космополитизме. Против него ополчились буквально все. Появились разгромные статьи в газетах, от него отвернулись режиссеры, актеры и даже зрители. И в 1949 году Таиров был уволен из театра, который он создал и которому посвятил всю свою жизнь.

В 1950 году Лебедев случайно встретил Таирова, которого не сразу узнал. Это был болезненного вида старик, который с трудом поднимался по лестнице. Лебедев не подошел к нему, не поздоровался, не подал руки. А через два месяца Таирова не стало. Всю свою жизнь Лебедев не смог простить себе, что не поддержал его тогда, не посочувствовал, а смотрел из-за угла как его отвергнутый всеми учитель уходил в небытие.

Кино и театр

Лебедев был предельно убедительным и необыкновенно разным на сцене и в кино — сыграть мог абсолютно всё. Больше 40 лет служил в знаменитом БДТ. Из его театральных работ следует отметить спектакли «Достигаев и другие» (Алексей Матвеевич Губин), «Идиот» (Рогожин), «Мещане» — Бессеменов, «Энергичные люди» (Кузькин), «История лошади» — Холстомер и множество иных ярких, ключевых ролей.

Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Первые радости»

Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Первые радости»

Кому не посчастливилось увидеть Лебедева на сцене, отлично знают его по киноработам. Впервые появился на киноэкране в 1952 году, исполнив крошечную роль Кащея Бессмертного в фильме «Римский-Корсаков». А в 1955 году сыграл свою первую большую роль — Ромашова в «Двух капитанах». Снимался много, но в начале это были эпизоды. И лишь с 70-х годов режиссеры стали предлагать Лебедеву главные роли.

Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Личное счастье»

Евгений Лебедев. Кадр из фильма «Личное счастье»

Всего на счету Евгения Лебедева почти сто работ в фильмах и фильмах-спектаклях. Агафон Дубцов в «Поднятой целине», белогвардейский полковник в фильме «В огне брода нет», дед Нечипор в «Свадьбе в Малиновке», Мармеладов в «Преступлении и наказании» и др.

Личная жизнь

Евгений Лебедев был очень закрытым человеком. Редко смеялся, как будто всю жизнь его терзала душевная боль. Но вместе с тем отличался добротой и мягкостью характера. Был разносторонне одаренной личностью — в музее БДТ хранятся портрет Товстоногова, выполненный из гальки, две женские фигурки из ракушек — «Дама с собачкой» и «Дама без собачки»  (так она была названа), мастерски выпиленный профиль Товстоногова.

Был дважды женат. Первая супруга — актриса Наталья Петрова. В семье родилась дочь Ирина. Вторая жена — Натела Александровна Товстоногова, сестра Георгия Александровича. Сын — Алексей Евгеньевич Лебедев, впоследствии кинорежиссёр.

Евгений Алексеевич Лебедев ушел из жизни 9 июня 1997 года. Ему было 80 лет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *