Елена Кузьмина

Жена двух великих режиссеров. Ушла от Бориса Барнета и обрела женское счастье с Михаилом Роммом

Её по праву можно назвать великой русской советской актрисой, ныне, к сожалению, забытой. Красивый голос, обаятельнейшая улыбка, миловидная и женственная — такой была Елена Кузьмина.

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «Корабли штурмуют бастионы»

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «Корабли штурмуют бастионы»

Детство

Она родилась 17 февраля 1909 г. в Тифлисе. Отец — инженер по водным работам, мама занималась домом. Детство Лёли (так ее называли домашние) прошло в Ташкенте, где временно работал отец. Позже семья Кузьминых вернулась в Тифлис, там девочка окончила школу.

Она росла в семье, в которой ценились музыка, литература, театр. Лёля много читала, обязательно посещала по выходным дням кинотеатр. Тогда-то и появилась мечта стать актрисой кино.

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «Одна»

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «Одна»

Студенчество

После школы, в 16 лет, она отправилась в Ленинград и поступила в ФЭКС («Фабрику эксцентрического актера»), училась у Г.Козинцева и Л.Трауберга. Основы актерского мастерства Елена осваивала с огромным интересом и прилежанием. Хотя ей временами казалось, что преподаватели ею недовольны. Правда, иногда Григорий Козинцев внимательно разглядывал ученицу, как всегда насвистывая себе что-то под нос, а Леонид Трауберг вежливо говорил: «Леля, вы очень хорошо показываете этюды, продолжайте в том же духе…».

За время обучения Елена прекрасно освоила технику мимического выражения чувств. Глядя на нее, можно было легко понять, какую мысль, какое чувство она выражает. После получения диплома карьера Кузьминой не складывалась стремительно, но зато, что гораздо важнее, серьезно и основательно. Актриса мастерски воплощала на экране разнохарактерных персонажей.

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «У самого синего моря»

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «У самого синего моря»

Кино

И совершенно неожиданным для девушки стало приглашение в фильм «Новый Вавилон», который готовились ставить ее педагоги. Картина рассказывала о последних днях Парижской коммуны. Роль была главная, она сыграла коммунарку Луизу Пуарье. Съемки проходили в Одессе. Как и требовал сценарий, во время пожара на баррикадах все гремело, горело, грохотало, свистели пули, валились камни, и в какой-то момент Елене стало плохо. Но когда режиссеры потребовали повторить дубль, актриса бесстрашно бросилась в дым и пламя. Спустя время Г. Козинцев в своих воспоминаниях отметил «смелость игры актрисы Кузьминой».

Фильмография актрисы невелика. Всего 28 картин, но в основном — главные роли. И многие фильмы, в которых она снималась, пополнили Золотой фонд отечественного кинематографа. Безусловно, успех этих фильмов был заслугой не только талантливой Кузьминой, но и двух великих режиссеров: Бориса Барнета и Михаила Ромма, которые были ее мужьями.

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «Горизонт»

Елена Кузьмина. Кадр из фильма «Горизонт»

Барнет

Они впервые встретились в Одессе в 1932 году. Кузьмина снималась в фильме «Горизонт», а Барнет писал сценарий к своей картине «Окраина». Увидев молоденькую актрису, Борис сразу предложил ей главную роль. На съемках фильма между молодыми людьми вспыхнул роман, и Кузьмина переехала жить к Барнету.

Фильм «Окраина» получил главный приз на кинофестивале в Италии и по праву вошел в Золотой фонд советского кино. А Елена Кузьмина прославилась на весь Советский Союз. В 1934 году Елена родила дочь Наталью. Но даже это событие не заставило Бориса зарегистрировать брак с Еленой. Так они и жили в фактическом браке.

Елена Кузьмина и Борис Барнет

Елена Кузьмина и Борис Барнет

Красавец, талантливый сценарист и режиссер Борис Барнет был любим многими женщинами. Он с легкостью заводил романы на стороне, а к Елене был патологически ревнив и запрещал ей сниматься у других режиссеров. В 1934 году ей пришлось отказаться от роли подпольщицы Наташи в фильме «Юность Максима», написанной Г.Козинцевым специально для нее.

В 1935 году Барнет снял жену в картине «У самого синего моря». Съемки этого фильма превратились для Елены в настоящий ад. Бесконечные ссоры с мужем, унизительные замечания, что она никчемная актриса, окончательно вымотали Елену. И она поняла, что совместная жизнь с Барнетом может поставить крест на ее актерской карьере.

Ромм

В 1936 году молодой режиссер Михаил Ромм решил снять картину «Тринадцать» и на роль жены красного командира пригласил Елену Кузьмину. Она тайком от мужа согласилась и подписала контракт на съемки, уехав в пустыню Каракум в съемочную экспедицию. Фильм снимали в трудных условиях, при высокой жаре. Ромм всячески старался, чтобы для Елены съемки проходили более-менее комфортно. А когда она заболела, по-отечески ухаживал за ней.

Между режиссером и актрисой вспыхнули сильные чувства и, вернувшись из экспедиции в Москву, Кузьмина с маленькой дочкой ушла от Барнета, переехав жить к Ромму. Так Елена Кузьмина обрела семейное счастье, которое длилось 35 лет, до самой смерти режиссера.

Елена Кузьмина и Михаил Ромм. Кадр из программы «Больше, чем любовь»

Елена Кузьмина и Михаил Ромм. Кадр из программы «Больше, чем любовь»

Для Михаила жена, которую он боготворил, стала и другом, и советчиком, и единомышленником. Елена Александровна была музой Михаила Ромма, портрет жены всегда висел над его письменным столом. А Наташа обожала, боготворила Ромма, считала его отцом, хотя Барнет любил ее, общался с ней, не забывал никогда. И в том, что Ромм стал великим режиссером, есть немалая заслуга Елены Александровны.

Лучшие свои роли она сыграла у Ромма в кинокартинах «Тринадцать», «Мечта», «Корабли штурмуют бастионы». За исполнение главных ролей в фильмах «Русский вопрос», «Человек № 217» и «Секретная миссия» Елену Кузьмину трижды награждали Сталинской премией.

Елена Александровна Кузьмина скончалась 15 октября 1979 года, через восемь лет после смерти супруга. Ей было 70 лет.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *