Сергей Столяров

Если мы вспоминаем старые довоенные фильмы, то имя Сергея Столярова всплывает как-то сразу. Он был талантлив, но скромен, обладал настоящей мужской красотой, но был прекрасен и внутренне – неповторимый актер и человек.

Сергей Столяров. Кадр из фильма «Цирк»

Сергей Столяров. Кадр из фильма «Цирк»

Сергей Дмитриевич Столяров родился 17 июля 1911 года в селе Беззубово Тульской области. Отец был лесником, погиб в Первой мировой войне, мальчику было тогда два года. Кроме него в семье было еще четверо ребятишек.

Детство было очень трудным, голодным. Мама не могла прокормить пятерых детей, и Сережу отдали в детский дом. Ему повезло – воспитатели оказались участливым и заботливыми. Они старались окружить добротой и теплом обездоленных детей, стремились, чтобы жизнь их протекала увлекательно и интересно. В детском доме ставили любительские спектакли, в которых Сережа Столяров с радостью участвовал.

В день Парижской Коммуны мальчик исполнял роль французского генерала — на голову надевалась самодельная треуголка, в руки бралась деревянная шпага, одежда украшалось нашивками из цветной бумаги. Не было настоящих костюмов, зато все остальное восполняла фантазия. Именно отсюда и пошло увлечение творчеством.

В семнадцать лет Сергей — токарь Московского депо Киевской железной дороги и студент вечернего отделения института инженеров транспорта. А мечты стать артистом не оставляют его. Правда, в представлении юноши, чьи родители были простыми крестьянами, в этой профессии было что-то несерьезное, легкомысленное и даже недостойное.

Кадр из дебютного фильма Сергея Столярова «Аэроград» (1935)

Кадр из дебютного фильма Сергея Столярова «Аэроград» (1935)

И все-таки желание быть актером победило, и юноша становится студентом Театральной школы Пролеткульта. После ее окончания Столяров поступает во МХАТ. Для молодого актера было огромным счастьем выходить на сцену хоть и в маленьких ролях, но с такими мастерами как В.Качалов, Л.Леонидов, И.Москвин, М.Тарханов, Н.Хмелёв. Столяров с жадностью впитывал каждое движение, интонации, следил, как репетирует с актерами великий режиссер В. И.Немирович-Данченко. Всё увлекало и было необыкновенно интересным.

Кинокарьера Столярова началась с предложения А.Довженко сняться в фильме «Аэроград». Столяров сыграл роль летчика. Дебют был настолько удачным, что режиссер Г. Александров пригласил актера в картину «Цирк» даже без проб.

Сергей Столяров и Любовь Орлова. Кадр из фильма «Цирк» (1936)

Сергей Столяров и Любовь Орлова. Кадр из фильма «Цирк» (1936)

Роль Мартынова сразу полюбилась актеру – бывший моряк, благородный, честный, бесстрашный. К роли циркового артиста пришлось готовиться серьезно – нужны были хорошая физическая закалка, ловкость, сноровка. Хотя в особенно сложных моментах режиссер пользовался техническими возможностями тогдашнего молодого кино.

После триумфального фильма Сергей Столяров прославился на всю страну, зрители боготворили его, а режиссеры наперебой приглашали в свои картины. Он стал символом своего времени. Актер был так популярен, что многие считали (и считают до сих пор), что в знаменитой скульптурной группе «Рабочий и колхозница» Вера Мухина в образе рабочего изобразила Сергея Столярова.

Столяровым были отлично исполнены роли в фильмах «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Руслан и Людмила», «Садко». В созданных образах былинных героев актер старался найти что-то неповторимое, не похожее друг на друга. Он искал внешний облик героев, перечитывая русские сказки, делал зарисовки, посещал Третьяковку, тренировался в Манеже в школе верховой езды. Тщательно работал над гримом.

Сергей Столяров. Кадр из фильма «Илья Муромец» (1956)

Сергей Столяров. Кадр из фильма «Илья Муромец» (1956)

Он создал яркие образы современников, беззаветных патриотов страны в кинолентах «Гибель орла», «Голубые дороги», «Тайна двух океанов» и др.

Но во всех сыгранных картинах Столяров исполнял роли положительных героев, т,е, стал актером одного амплуа, ему со временем надоело повторяться, и он стал иногда отказываться от однотипных предложений — хотелось разнообразить репертуар. И однажды режиссер И.Савченко предложил Сергею Столярову роль денщика Фаддея Ивановича в фильме «Старинный водевиль», шутника, весельчака, песенника и танцора. Это была характерная роль, о чем Столяров мечтал давно. Актер впервые создал совершенно новый образ. И сделал это первоклассно!

А в фильме «Повесть о первой любви» актер сыграл вместе со своим сыном Кириллом, тогда еще студентом ВГИКа. Отец юного героя и строг в своей любви к сыну и чуток — он проявляет большое понимание и сердечность в тот момент, когда его сыну очень трудно.

Это был прекрасный дуэт двух Столяровых – опытного Сергея Дмитриевича и начинающего, еще неискушенного в актерской работе, юного Кирилла. Игра старшего и младшего Столяровых в одной картине была не только интересной, но и полезной для них обоих. Кирилл внимательно наблюдал за игрой отца, а Сергей Дмитриевич был рад передать сыну свой актерский опыт. Они и в повседневной жизни очень дружили, отец уделял Кириллу много времени, когда был свободен от съемок. Оба любили спорт, природу, охоту – интерес к этому с детства прививал сыну Сергей Дмитриевич.

Кирилл и Сергей Столяровы. Кадр из фильма «Повесть о первой любви» (1957)

Кирилл и Сергей Столяровы. Кадр из фильма «Повесть о первой любви» (1957)

После «Повести….» Сергей Столяров сыграл в картинах «Человек меняет кожу», «Им было девятнадцать»… Последняя работа — фильм «Туманность Андромеды»…

Личная жизнь Сергей Столярова была по-настоящему счастливой. Жена Ольга Дмитриевна Константинова — артистка, но жизнь посвятила мужу и сыну, занималась уютом, порядком в доме, и то, чем был обделен Сергей Дмитриевич в детстве и юности, с лихвой получил в семейной жизни и очень этим дорожил. Семья жила дружно, в полном согласии.

Сергей Дмитриевич Столяров скончался от онкологии, у него была лимфорсаркома. Ушел из жизни 9 декабря 1969 г.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *