Актер с «отрицательным обаянием» Александр Кайдановский. Он ушел в 49 лет, так и не сняв те фильмы, сценарии к которым писал.
Его называли актером с «отрицательным обаянием». Даже играя отрицательных персонажей, Кайдановский был привлекателен и интересен зрителям. Он не любил постоянства и всегда был в поиске чего-то нового, как в творчестве, так и в жизни.
Александр Кайдановский. Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Александр Кайдановский появился на свет 23 июля 1946 года в Ростове-на-Дону. Отец — зам. начальника СМУ-5, специалисты этого управления выполняли сварочные работы под водой. Мама окончила библиотечный институт, была заведующей детским сектором ростовского Дворца энергетиков. Позже стала режиссером-постановщиком детской театральной студии.
Когда мальчику было 14 лет, родители развелись, и каждый из них устроил свою личную жизнь. Саша остался с отцом, в новой семье родились две его сестры. После семилетки парнишка, чтобы обрести самостоятельность, уехал в Днепропетровск и поступил в сварочный техникум, но вскоре понял, что с выбором профессии явно поспешил.
Оставил учебу и сдал экзамены в ростовское театральное училище. Через несколько месяцев ушел и оттуда — отправился в Москву и легко прошел конкурс в училище им. Б.Щукина (курс Бориса Захавы). В те годы там учился Леонид Филатов, с которым у Саши сразу завязалась дружба.
Александр Кайдановский. Кадр из фильма «Под крышами Монмартра»
По окончании «Щуки» играл в театрах им. Вахтангова, во МХАТе, на Бронной. Но карьера в театре не складывалась. Будучи по натуре независимым и свободным, Кайдановский не мог привыкнуть к закулисной жизни, к интригам, подсиживаниям, всяческим хитросплетениям. Кроме того, со слов актера, ему было скучно работать в одном коллективе, с одним режиссером. А вот кино в этом смысле, давало куда больше возможностей.
Впервые на киноэкране Кайдановский появился в 1967 году, исполнив роль мистика Жюля Лондо в картина А.Зархи «Анна Каренина». С Никитой Михалковым, как с режиссером, познакомился в 1970 году, исполнив роль раненого солдата в его дипломном фильме «Спокойный день в конце войны».
А в 1973 году Михалков пригласил Кайдановского на роль ротмистра Лемке в свою первую большую работу в кино «Свой среди чужих, чужой среди своих». В это время Кайдановский служил в армии, в кавалерийском полку при «Мосфильме». Навыки, полученные там, помогли ему исполнять трюки на съемках без помощи дублеров. Он бегал по крыше вагона поезда, несущегося на полном ходу. Затем спускался вниз по веревкам.
Александр Кайдановский. Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»
Надо сказать, что Александр чуть было не лишился этой роли. Он бесконечно подсказывал Михалкову, спорил и даже подрался с ним. Но картину с Кайдановским все же досняли. После этого фильма он стал знаменитым на всю страну, но с Михалковым на съемочной площадке больше никогда не пересекался.
До этой роли уже был опыт игры в кино: сыграл в «Собаке Баскервилей», в «Дворянском гнезде», в «Детях Ванюшина» и др. Но главная роль была впереди — Сталкер в одноименном фильме Андрея Тарковского по мотивам прозы братьев Стругацких «Пикник на обочине». Это одна из самых сложных, неординарных работ нашего кино. И любимая роль Кайдановского.
Александр Кайдановский. Кадр из фильма «Сталкер»
Его роли в кинематографе — будь она главной либо второстепенной — всегда приковывают внимание. Степан, он же Владимир Иванович, в фильме «Рассказ неизвестного человека» и Пранас в «Извините, пожалуйста» реж. В.Жалакявичюса, Эймс в «Рафферти» С.Арановича, Борис Миркин в «Следствие ведут знатоки» реж. В.Бровкина, Филипп Ломбард в «Десяти негритятах» С.Говорухина, Кирилл Петрович Зимин в «Золотой речке» и «Пропавшей экспедиции» В.Дормана и мн. др.
Постоянно узнавать новое, совершенствоваться — таково было кредо Кайдановского. Поэтому в 1982 г. он поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссёров (ВКСР) в мастерскую Андрея Тарковского. Но тот вскоре эмигрировал в Италию, поэтому доучивался Александр у Сергея Соловьёва, который вспоминал о нем: «Саша был одним из самых образованных людей, какие вообще мне в жизни встречались. Не просто образованный, а истинно глубоко образованный…Еще Саша был поразительно музыкально образованным человеком. Все сложнейшие сочинения композиторов второй половины XX века были им освоены и усвоены».
Александр Кайдановский. Кадр из фильма «Десять негритят»
К слову, находясь за границей, Тарковский хотел видеть именно Кайдановского в главной роли в фильме-размышлении «Ностальгия», но Александра не выпустили из страны.
Наиболее известные режиссерские работы Кайдановского по его же сценариям — «Сад», «Гость», «Жена керосинщика». Преподавал режиссуру в Театральном училище имени Б. В. Щукина, вел сценарную мастерскую на ВКСР. В 1994 году был членом жюри кинофестиваля в Каннах.
Александр Кайдановский. Кадр из фильма «Новые приключения янки при дворе короля Артура»
У Кайдановского было несколько попыток создать семью, но ни одна из них не увенчалась успехом. Был увлекающимся, непредсказуемым, непостоянным. Кроме того, у Кайдановского был импульсивный и взрывной характер, и ужиться с ним было нелегко.
Первая жена Ирина Бычкова, сотрудница Ростовского-на-Дону университета. У них родилась дочь Дарья. Вторая — известная актриса Евгения Симонова, в этой семье появилась дочь Зоя. Третья — Наталия Судакова, балерина Большого театра, в браке родился сын Андрей. В четвертый раз сочетался браком за три недели до своего ухода из жизни на Инне Пиварс.
Александр Кайдановский. Кадр из киноальманаха «Прибытие поезда»
В последние годы жизни он писал сценарии к фильмам, которые так и не были сняты. Нужны были деньги, связи, нужно было просить, унижаться… Чего Кайдановский не любил и никогда не делал.
Скончался Александр Леонидович Кайдановский 3 декабря 1995 года — третий инфаркт стал фатальным. Ему было всего 49 лет.