Анатолий Азо был всесторонне развитым человеком и никогда не «топтался на месте». Это было не в его правилах. За что бы он не брался, его всегда ждал успех. Работая на заводе токарем — был представлен к званию Героя Социалистического Труда, занимаясь боксом — стал чемпионом Ленинградской области. Начинал в Народном театре и вскоре вышел на профессиональную сцену, а немного погодя, заявил о себе как талантливый киноактер, сыграв более 50-ти ролей в кино.
Анатолий Азо. Кадр из фильма «Первые радости»
Анатолий Азо — ленинградец. Родился 31 октября 1934 г. в семье профессора, преподавателя математики ЛГУ. Необычную фамилию получил в наследство от прибалтийских предков, его дед был эстонцем.
После школы Анатолий поступил работать на Ленинградский металлический завод, где приобрел специальность токаря. Работу совмещал с участием в Народном театре Выборгского Дворца культуры (кстати, первый в СССР Дом культуры) и с серьезными занятиями спортом. Анатолий Азо — чемпион Ленинграда по боксу. Отработав 2 года на заводе, Азо был призван в ряды Советской Армии.
Демобилизовавшись, вернулся в родной город, сдал экзамены в театральный институт им. А.Островского, и был принят сразу на 3-й курс в мастерскую Б.В.Зона, актера, режиссера и прекрасного театрального педагога.
Но театральный ВУЗ он все же не закончил — уехал во Псков и стал актером местного драмтеатра. Позже Азо скажет, что его учителями были блистательные партнеры по фильмам — Н.Крючков, Б.Андреев, И.Переверзев — «довоенная школа!».
Анатолий Азо. Кадр из фильма «Быть братом»
Однажды Псковский театр прибыл на гастроли в город на Неве, и ассистент режиссеров Г.Аронова и Б.Метальникова, которые готовились снимать фильм «Завтрашние заботы», увидел на сцене в спектакле «Старик» молодого талантливого красавца-актера. Анатолия пригласили исполнить в картине ведущую роль.
Надо сказать, что кое-какой опыт игры в кино у Анатолия уже был — в 59-м году он сыграл небольшую роль в фильме «Повесть о молодоженах». После выхода на экраны «Завтрашних забот», Анатолий уволился из Псковского театра и вернулся в Ленинград — поступил на сцену театра Ленинского комсомола, а затем перешел в театр им. В.Ф.Комиссаржевской.
А в 1971 году Анатолий Азо решил полностью посвятить себя кино, вступив в штатную труппу киностудии «Ленфильм».
Высокий, статный, красивый актер был востребован у режиссеров. Снимался в главных ролях и ролях второго плана. «Как вас теперь называть?», «День ангела», «Назначение», «Вкус хлеба», «Плохой хороший человек», «Свет в конце тоннеля», «На перевале не стрелять»- это лишь небольшой перечень работ замечательного мастера.
Михаил Глузский и Анатолий Азо. Кадр из фильма «Как вас теперь называть?»
Самая яркая роль в кино — отважный разведчик Валерий (Жак), в фильме «Как вас теперь называть?», который работает в тылу врага под маской повара-бельгийца. За исполнение этой роли актера наградили грамотой КГБ СССР.
В свободное время Анатолий Азо занимался изготовлением поделок из капа (нарост на деревьях, чаще всего — на березе). Мастерил разные фигурки, скульптуры, посуду… На даче все делал своими руками. Там у него была и мастерская со станками, инструментами для обработки дерева, разными приспособлениями.
Его творения были поистине уникальными, из Москвы не раз приезжали снимать их. Но только однажды Анатолию Георгиевичу предложили выставить работы перед участниками фестиваля «Звезды-93» в Калинине. А в основном Анатолий Георгиевич одаривал своими изделиями друзей и коллег.
Анатолий Азо. Кадр из фильма «Петля Ориона»
Актриса Любовь Виролайнен вспоминала, что часто встречалась с Анатолием Азо на «Ленфильме» и относилась к нему с огромной симпатией. «Это был очень порядочный человек. И все, что он говорил, шло от чистого сердца…»
Анатолий Азо был женат дважды. С первой женой жили недолго, в семье родился сын Антон, который трагически погиб. Вторая жена — актриса, мастер дубляжа Елена Зиновьевна Ставрогина, с ней Анатолий Георгиевич прожил до конца своих дней.
Анатолий Георгиевич Азо скончался 25 ноября 2007 г. от инсульта.