Мастер эпизода. Актер Георгий Гумилевский
В театре играл большие и второстепенные роли. А в кино доставались только эпизоды. Но, надо сказать, Георгий Гумилевский был виртуозным мастером эпизодических ролей. С восторгом и восхищением наблюдаешь, как актер, глубоко погружаясь в образ, буквально растворяется в нем и начинает жить жизнью героя.
Георгий Гумилевский
Георгий Гумилевский родился 5 мая 1902 г. в Саратове. Его отец был почтовым служащим, а мама — домохозяйкой. Мальчик остался сиротой очень рано — мама умерла, когда ему было два годика, а отец скончался от туберкулеза, когда сыну было девять лет.
Жил у родственников, закончил три класса церковно-приходской школы, а с 15 лет стал работать: курьером, младшим служащим в конторе, а когда был создан ВЛКСМ, вступил в его ряды и стал комсомольским работником.
Георгий Гумилевский. Кадр из фильма «Матрос с «Кометы»»
Затем служил в Красной Армии, позже — на флоте в Баку. Учился в драматическом техникуме, после окончания которого работал в Бакинском рабочем театре, в драмтеатре им. Островского в Костроме, в Московском ТЮЗе, театре им. Моссовета, в Театре-студии киноактера.
На сценах этих театров сыграл самые разнообразные роли в пьесах «Любовь Яровая» — (Швандя), «Человек с ружьем» — В. И. Ленин, «Бесприданница» — Робинзон, «Оптимистическая трагедия» — Сиплый, «Бедность не порок» — старик и др.
Александр Борисов, Василий Меркурьев и Георгий Гумилевский. Кадр из фильма «Верные друзья»
На киноэкране Гумилевский впервые появился в эпизоде картины «Актриса» режиссера Л.Трауберга, в роли раненого солдата. Затем сыграл Черта в «Черевичках», матроса Робакова в «Адмирале Нахимове», дядю Степана, табунщика в «Смелых людях», продавца обуви в «Верных друзьях», Каленика в «Майской ночи, или утопленнице», Акима Рябухи в «Школе мужества», уличного точильщика в «Деле «пестрых».
Нужно отметить, что часто детали для создаваемых им образов, актер сочинял сам: например, для точильщика Агафона Трофимовича он придумал очки с трещиной — тонкий штрих, который подчеркивает, что во время работы в стекло отлетела металлическая стружка. И вообще, складывается впечатление, что он сам придумал этот образ — настолько достоверен его персонаж: в нем суровость и сосредоточенность (некогда ему разговоры разводить, он работает), скрытая ирония и хитринка.
Георгий Гумилевский. Кадр из фильма «Дело «пёстрых»»
Все его киноперсонажи — простые люди, что называется «из народа», достоверно сыгранные, во всех чувствуется прочность, надежность, основательность. И обязательно юморок… Георгий Константинович перевоплощался в своих героев настолько, что зрители забывали, что смотрят фильм, и будто попадали в чью-то реальную жизнь.
В 1963 году Гумилевский вернулся в Баку, откуда из-за болезни жены когда-то семья вынуждена была уехать. С этого времени и до конца дней Георгий Константинович больше не снимался и не работал в театре. Потихоньку возился в саду, на грядках — для него и эта работа была творчеством.
Георгий Константинович Гумилевский ушел из жизни 27 апреля 1975 г.