В ее кинобиографии в основном простые деревенские женщины, соседки, подружки главных героинь. Часто по роли требовалось обматываться платками, шалями, надевать косынки, а за такими нарядами пряталась ее красота: высокие красивые с изломом брови, подчеркивающие выразительный взгляд больших глаз, правильные черты лица.
Клавдия Козлёнкова. Фото: kino-teatr.ru
Клавдия Козлёнкова родилась 25 сентября 1926 г. в селе Красное Липецкой обл. Вскоре семья перебралась в Москву, там Клава пошла в школу, занималась в художественной самодеятельности — она хорошо танцевала, декламировала стихи, пела.
Когда началась война, девочка училась в старших классах и вечерами в школьном комбинате шила белье для солдат. Днем училась, вечерами работала. По окончании школы поступила в институт иностранных языков, но окончив подготовительное отделение, оставила иняз и поступила в Школу-студию МХАТ.
Клавдия Козлёнкова. Кадр из фильма «Княжна Мери»
Через два года оставила и этот вуз и перешла в училище Щукина. Ей очень хотелось играть на сцене, и, получив диплом, она отправилась в театр Маяковского, главным режиссером которого был Н.Охлопков. Он согласился послушать юную актрису. Клава прочитала отрывок, но ей показалось, что получилось плохо, неудачно, и девушка ушла расстроенная, не дожидаясь ответа. А уже позже узнала, что Охлопкову она понравилась, он решил взять ее в свой театр, но ей этого не передали.
И Клавдия устроилась на киностудию Горького. Играла много, правда, в основном эпизоды и роли второго плана.
Клавдия Козлёнкова и Татьяна Пельтцер. Кадр из фильма «Иван Бровкин на целине»
Надо сказать, Козлёнкова познакомилась с кино еще в школе: однажды на улице ее увидела ассистент режиссера Л.Лукова, который готовился к съемкам картины «Это было в Донбассе», и пригласила на пробы гимназистки. Это был эпизод, но девушка очень серьезно отнеслась к работе, к тому же, она оказалась на площадке с такими знаменитостями, что дух захватывало от восторга (Т.Окуневская, И.Переверзев, Е.Тяпкина, А.Консовский).
Клавдия Козлёнкова. Кадр из фильма «Осенние грозы»
У Клавдии Козлёнковой более 100 работ в кино и только одна главная: Галай в картине «Удивительная сила». Остальные — эпизоды и роли второго плана — Тося («Простая история»), дочь Акулины («Солдат Иван Бровкин» и «Иван Бровкин на целине»), Авдотья («Тени исчезают в полдень»), Степанида («Деревенский детектив»), Ульяна Савельева («Вечный зов»), железнодорожница («Юнга Северного флота») и др.
В 1990 году режиссер Сергей Голушкин пригласил Клавдию Прокофьевну в свой дипломный полнометражный фильм «У истока дней» по одноименному рассказу Ивана Бунина. Актриса сыграла няню — прообраз Арины Родионовны. Картина прошла с огромным успехом у нас и за рубежом, но потом надолго была положена на полку.
Клавдия дублировала иностранные фильмы, озвучивала картины студий союзных республик: «Один гектар неба», «Утренние всадники», «Терпкий виноград» и др. И, кстати, была «первой бабушкой» в рекламе «Домик в деревне».
Клавдия Козлёнкова. Кадр из фильма «Усатый нянь»
Клавдия Прокофьевна была замужем за писателем Евгением Анатольевичем Павлихиным. Муж написал сценарий о геологах, специально для своей жены, но реализовать задуманное не удалось, к сожалению — у киностудии не нашлось денег. Их сын и внук не пошли по пути творчества, оба они стали физиками.
Клавдия Прокофьевна Козлёнкова ушла из жизни 8 августа 2005 года.