Он играл простых людей, надежных и открытых. И во многом был похож на своих героев. Петр Любешкин
Очень трудно отыскать в большой фильмографии актера отрицательные роли. Он играл простых людей, что называется «людей из народа». Открытых, с разными судьбами и немалым жизненным опытом. Участник войны Петр Любешкин во многом был похож на своих героев. На тех, на которых, собственно, и держится наша земля.
Петр Любешкин. Кадр из фильма «Быть братом»
Такие актеры как Петр Любешкин составляют славу отечественного кинематографа, забыть их — означает забыть не только историю нашего киноискусства, но и прошлое страны. Как верно когда-то сказал Леонид Филатов: «Отсутствие памяти чревато потерей самоуважения.»…
Петр Любешкин родился 15 января 1913 г. в деревне Лапино под Москвой в зажиточной крестьянской семье. Его отец держал пекарни, а мама — кирпичные артели. Четверо детей Любешкиных выучились и получили образование. Все они обладали прекрасными музыкальными способностями и в дальнейшем стали творческими работниками.
Петр играл на гитаре, замечательно пел. В картине «Женщины» дуэтом с Ниной Сазоновой они исполнили «Вальс расставания» комп. Я.Френкеля на стихи К.Ваншенкина («Слышишь, тревожные дуют ветра, Нам расставаться настала пора …»). Красиво, душевно спели, незабываемо…
Нина Сазонова и Петр Любешкин. Кадр из фильма «Женщины»
В 20-х г.г. семейство перебралось в Москву — произошел пожар, и их хозяйство полностью сгорело. Петр, как и остальные дети, стал работать — вначале на хлебозаводе, затем рабочим на шарикоподшипниковом. На этом заводе существовал кружок художественной самодеятельности, юноша стал его участником.
В 1932 г. поступил в актерско-литературную студию при СНК (Совет народных комиссаров), после окончания которой был принят в ленинградский БДТ. Поработав статистом, через год решил вернуться в столицу, где стал актером МХАТа.
В 42-м году Петр Любешкин был призван в армию, воевал в 1-й танковой бригаде. Вернувшись с фронта был зачислен в штат «Мосфильма» и в Театр киноактера (позже Театр-студия киноактера). На сцене сыграл множество ролей: Иванова в «Нахлебнике» И.Тургенева, Разлюляева в пьесе «Бедность не порок» А.Островского, Прокофия Пазухина в «Смерти Пазухина» М.Салтыкова-Щедрина, Глобу в «Русских людях» К.Симонова и др.
Петр Любешкин. Кадр из фильма «Три встречи»
Еще до начала войны Любешкин снялся у режиссеров М.Доллера и В.Пудовкина в эпизоде картины «Победа», а в 42-м году, в Алта-Ате, где в то время находился «Мосфильм» — в «Парне из нашего города» (Сафонов) и в «Секретаре райкома» (партизан).
Начиная с 47-го года Любешкина стали то и дело приглашать в кино, и хоть часто это были роли на первый взгляд незначительные, мастерство актера позволяло наделять их яркой выразительностью, неповторимой индивидуальностью. Ведь в эпизоде артисту нужно сочинить судьбу своего героя, а потом на экране за считанные секунды или минуты ее сыграть. Любешкин умел это делать потрясающе достоверно.
Каждая его работа — история, рассказанная от начала до конца правдоподобно и искренно. Ему ничего не пришлось выдумывать про своего подполковника, замполита полка самоходок Овсянникова в картине «На войне как на войне» — сам был танкистом. Хоть и не главная роль, но такая запоминающаяся…
Михаил Кононов и Петр Любешкин. Кадр из фильма «На войне как на войне»
В кино сыграл порядка ста ролей — в «Освобождении» подполковника Коркина, в «Вечном зове» отца братьев Савельевых, в «Аты-баты, шли солдаты» Илью Ивановича, в «Двух капитанах» Сковородникова, Андрея в фильме «Из жизни Федора Кузькина» и мн.др.
Петр Владимирович был умным, интересным, очень обаятельным. Много читал, любил дом, умел хорошо готовить, шил, сапожничал — был, как говорят про таких, «мастер на все руки». И даже писал пьесы на темы деревенской жизни.
Петр Любешкин. Кадр из фильма «Аты-баты, шли солдаты»
Женат был дважды. Впервые — на однокурснице, а когда ее не стало, в одиночку воспитывал дочь Нину. Вторая жена отношения к искусству не имела, была намного младше супруга, родила дочь Ольгу. Жили дружной, сплоченной семьей, и когда у Ольги родился ребенок, Любешкин с радостью занимался воспитанием любимого внука, почти совсем отойдя от работы в кино.
Петр Любешкин ушел из жизни 5 августа 1990 года в возрасте 77-ми лет.