Жизнь без любимой жены для него потеряла всякий смысл. И он ушел вслед за ней
Есть актеры, лица которых хорошо знакомы, а фамилии редко кому известны. Например, Анатолий Грачев, снявшийся во многих хороших, часто идущих по телевидению картинах. Такое славное, доброе, остающееся в памяти лицо, а фамилию знают единицы. Тем не менее, актер оставил яркий след в советском и российском искусстве и вписал свое имя в историю кинематографа и театра.
Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Человек со стороны»
Анатолий Грачев родился 12 июля 1937 г. в Башкирии, в поселке городского типа Ишимбае. Семья была простой: отец — строитель, мама — домохозяйка. Мальчику не было и 10 лет, когда случилось огромное горе — мама ушла из жизни. Бабушка забрала его к себе, она жила в Поволжье в селе Кузоватово. Там Толя учился в школе, а после ее окончания уехал к отцу в г. Салават, устроился слесарем на завод.
Еще школьником участвовал в художественной самодеятельности, а работая на заводе, занимался во Дворце культуры в драматическом кружке. Юноша хорошо пел и танцевал, играл в постановках. Тогда-то он и принял твердое решение стать актером.
В 55-м году Анатолий отправился в Москву и поступил в ГИТИС (маст. известного педагога И. М. Раевского). После окончания института молодой актер был приглашен в Московский драмтеатр (позже — театр на Малой Бронной). Сыграл главные роли в пьесах, которые поставил Андрей Гончаров: «Девятый вал» Ю.Эдлиса и «Жив человек» В.Максимова. Гончаров доверял Грачеву серьезные работы и очень ценил его актерский талант.
Анатолий Грачев. Кадр из фильма «Весна на Одере»
А когда в театре появился Анатолий Эфрос, наступила новая веха не только в деятельности театра, но и в карьере Грачева. Эфрос сумел почувствовать в актере не только социальное, но и романтическое начало, лиризм, задушевность. В спектаклях Эфроса Анатолий сыграл Ромео в «Ромео и Джульетте», Алешу Карамазова в «Братьях Карамазовых», Дона Карлоса в «Дон Жуане» и др. Грачев считал Эфроса своим маяком, путеводной звездой в искусстве.
Когда Эфрос покинул театр, количество ролей у Грачева значительно уменьшилось. Новые режиссеры работали уже со своими актерами, и Грачеву подолгу приходилось ждать какой-нибудь роли. Поэтому, когда открылся театр «Et cetera», которым руководил А.Калягин, Анатолий Дмитриевич принял его приглашение и перешел на работу в этот театр.
Дебютом Грачева в театре А.А.Калягина в 1993 году стала роль Серебрякова в чеховской пьесе «Дядя Ваня». 12 лет прослужил Анатолий Дмитриевич в этом театре, где сыграл много разных и интересных ролей.
Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Дядя Ваня»
На киноэкране Анатолий впервые появился студентом четвертого курса в фильме «К черному морю» (Юра Дрожжин, водитель). Позже снялся в картинах «Аленка» (Егор), сыграл главные роли в «Весне на Одере» (капитан Чохов), в «Волчьей стае» (Левчук), «Остаюсь с вами» (Аркадий Гайдар) и др. Актер снимался много. В кризисные для кинематографа 90-е годы приглашения сниматься прекратились. И Грачев полностью посвятил себя театру.
С раннего детства, как только Анатолий научился читать, он был постоянным посетителем библиотеки. На всю жизнь сохранилась у него любовь к книгам. Будучи студентом, живя на стипендию, отказывая себе буквально во всем, он умудрился собрать хорошую библиотеку, такой не было ни у одного из его сокурсников.
Анатолий Грачев. Кадр из фильма «Алые погоны»
По характеру Анатолий Грачев был очень прямым, принципиальным, бескомпромиссным. Не делал никаких скидок на должности и звания, если считал, что необходимо доказать правоту. Это, разумеется, не всем нравилось, но большинство коллег его уважало за честность и правдивость. К тому же — он был интеллектуально развитый человек, много знал и был интересным рассказчиком.
Во время учебы в ГИТИСе Анатолий Грачев познакомился с однокурсницей Татьяной Кленовой. Они поженились, и в 67-м году у них родился сын Дмитрий. Семья жила дружно, обожая своего сына и отдавая ему все свободное время.
Татьяна Кленова и Анатолий Грачев. Кадр из фильма-спектакля «Человек со стороны»
Татьяна для Анатолия была не только надежным тылом и теплой гаванью, но и строгим зрителем, критиком и советчиком, верным помощником в его творчестве.
Когда в марте 2005 года Татьяна Дмитриевна скончалась после тяжелой болезни, жизнь для Анатолия Дмитриевича потеряла всякий смысл. Он впал в депрессию и через два месяца 19 мая 2005 г. ушел вслед за ней. Ему было 67 лет.