Она не играла, а проживала судьбы героинь. Полнее своей собственной
Вся ее творческая да и личная жизнь связана с театром им. Ермоловой. Она выходила на его сцену 58 лет и сыграла более 50 ролей. Специального актерского образования не имела, но, благодаря таланту, Иветта Киселёва стала одной из лучших актрис театра.
Иветта Киселёва
Родилась 7 августа 1927 года в Москве. Мама работала в детском саду, а отца она не помнила — он развелся с матерью, когда та еще находилась в роддоме. Иветта с раннего детства проявляла очень хорошие музыкальные способности, и соседи, имевшие пианино, стали обучать ее музыке. Когда девочка стала школьницей, начала посещать хореографический кружок при Доме пионеров и кружок художественной самодеятельности, хотя актрисой вовсе не собиралась становиться.
Во время учебы в последнем классе Иветта поступила на подготовительные курсы Московского института стали и сплавов. В помещении института размещалась театральная студия, которой руководила известная актриса Вера Вячеславовна Енютина, и Киселёва ради любопытства однажды пришла на занятия. Пришла и осталась.
Иветта Киселёва. Кадр из фильма «Далеко от Москвы»
Енютина отметила одаренность девушки и посоветовала поступать на актерский факультет театрального училища. Мнение педагога сыграло решающую роль в выборе будущей профессии. Но подав документы в Щукинское училище, затем в ГИТИС, Киселёва экзамены провалила.
Чтобы не терять времени, девушка стала заниматься на курсах французского языка. А однажды увидела объявление о том, что в театр Ермоловой требуются статисты. Ее взяли на работу. Так началась актерская жизнь Иветты в одном из самых известных театров столицы.
Главным режиссером театра был А.М.Лобанов, и Иветта, понимая, что нужно овладевать профессией, однажды спросила его, как же быть с учебой. Лобанов посоветовал учиться у мастеров сцены, т.к. считал, что это и есть лучшая школа. Наблюдать, как актеры репетируют, играют, внимательно следить за тем, как с артистами работают режиссеры.
Иветта Киселёва. Кадр из фильма «Человек, который сомневается»
В то время на сцене ермоловского театра блистали Всеволод Якут, Леонид Галлис, Иван Соловьев и др. Было у кого поучиться. И наконец пробил ее звездный час: Киселёвой дали главную роль Лены Журиной в пьесе П.А. Павленко «Счастье». Она замечательно справилась с работой. Спектакль имел потрясающий успех. Все столичные газеты изобиловали хвалебными рецензиями, особенно отмечая игру Иветты Киселёвой.
Далее последовали разнообразные роли в пьесах «Воспитанница» А.Н. Островского (Василиса Пелегриновна), «Вечно живые» (Вероника) и «В добрый час» В. Розова (Галина), «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова (Хороших), «Время и семья Конвей» Дж. Б. Пристли (миссис Конвей) и мн. др.
Театральная карьера Киселёвой была на редкость удачной, в отличие от кинематографической, где так и не удалось до конца раскрыться ее таланту. Хотя стоит отметить, что призванием и любовью актрисы все-таки оставался театр.
Иветта Киселёва. Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Дебют на киноэкране у нее состоялся в 1950 году. Однажды в театр пришла ассистент А.Столпера, который собирался ставить картину «Далеко от Москвы». Ей очень понравилась игра Киселёвой, и актрису пригласили на роль Жени. Она легко прошла пробы, ее утвердили. В фильме Иветта играла с замечательными мастерами — П. Кадочниковым, Н.Охлопковым, М.Бернесом, С. Столяровым.
Через несколько лет И.Фрэз поставил фильм «Васек Трубачев и его товарищи», в котором Иветта сыграла мачеху Пети Русакова, затем продолжение картины — «Отряд Трубачёва сражается». После этих фильмов Киселёва снималась очень мало: «Человек, который сомневается», «Телеграмма», «Москва слезам не верит».
Личная жизнь актрисы была тесно связана с ермоловским театром, но в противоположность творческой, счастливо не сложилась. Первый муж — актер театра Ермоловой Георгий Лехциев (впоследствии ушедший в режиссуру и ставивший эстрадно-развлекательные представления на стадионах, в театрах).
Иветта Киселёва
Вторым супругом стал актер Павел Шальнов. В конце 50-х годов в театре Ермоловой решили ставить спектакль по пьесе Виктора Розова «Вечно живые». На роль влюбленных Вероники и Бориса были назначены П.Шальнов и И.Киселёва. Сценическая любовь переросла в реальную. Иветта ушла от Лехциева, Павел оставил актрису Софью Павлову, которая на тот момент была беременна. После измены мужа у Павловой случился выкидыш. Детей она иметь больше не могла. Всю свою оставшуюся жизнь Шальнов не мог простить себя за это.
По словам коллег актрисы брак с Шальновым для Иветты счастливым не был, несмотря на то, что развод они оформили только через 30 лет после свадьбы. Павел ушел из театра, а Иветта Григорьевна продолжала блистать на сцене родного театра. Она жила им. Не играла, а проживала судьбы своих героинь. Гораздо полнее своей собственной.
7 июня 2006 года Иветта Григорьевна ушла из жизни. Ей было 78 лет.