Если мы вспоминаем старые довоенные фильмы, то имя Сергея Столярова всплывает как-то сразу. Он был талантлив, но скромен, обладал настоящей мужской красотой, но был прекрасен и внутренне – неповторимый актер и человек.
Сергей Столяров. Кадр из фильма «Цирк»
Сергей Дмитриевич Столяров родился 17 июля 1911 года в селе Беззубово Тульской области. Отец был лесником, погиб в Первой мировой войне, мальчику было тогда два года. Кроме него в семье было еще четверо ребятишек.
Детство было очень трудным, голодным. Мама не могла прокормить пятерых детей, и Сережу отдали в детский дом. Ему повезло – воспитатели оказались участливым и заботливыми. Они старались окружить добротой и теплом обездоленных детей, стремились, чтобы жизнь их протекала увлекательно и интересно. В детском доме ставили любительские спектакли, в которых Сережа Столяров с радостью участвовал.
В день Парижской Коммуны мальчик исполнял роль французского генерала — на голову надевалась самодельная треуголка, в руки бралась деревянная шпага, одежда украшалось нашивками из цветной бумаги. Не было настоящих костюмов, зато все остальное восполняла фантазия. Именно отсюда и пошло увлечение творчеством.
В семнадцать лет Сергей — токарь Московского депо Киевской железной дороги и студент вечернего отделения института инженеров транспорта. А мечты стать артистом не оставляют его. Правда, в представлении юноши, чьи родители были простыми крестьянами, в этой профессии было что-то несерьезное, легкомысленное и даже недостойное.
Кадр из дебютного фильма Сергея Столярова «Аэроград» (1935)
И все-таки желание быть актером победило, и юноша становится студентом Театральной школы Пролеткульта. После ее окончания Столяров поступает во МХАТ. Для молодого актера было огромным счастьем выходить на сцену хоть и в маленьких ролях, но с такими мастерами как В.Качалов, Л.Леонидов, И.Москвин, М.Тарханов, Н.Хмелёв. Столяров с жадностью впитывал каждое движение, интонации, следил, как репетирует с актерами великий режиссер В. И.Немирович-Данченко. Всё увлекало и было необыкновенно интересным.
Кинокарьера Столярова началась с предложения А.Довженко сняться в фильме «Аэроград». Столяров сыграл роль летчика. Дебют был настолько удачным, что режиссер Г. Александров пригласил актера в картину «Цирк» даже без проб.
Сергей Столяров и Любовь Орлова. Кадр из фильма «Цирк» (1936)
Роль Мартынова сразу полюбилась актеру – бывший моряк, благородный, честный, бесстрашный. К роли циркового артиста пришлось готовиться серьезно – нужны были хорошая физическая закалка, ловкость, сноровка. Хотя в особенно сложных моментах режиссер пользовался техническими возможностями тогдашнего молодого кино.
После триумфального фильма Сергей Столяров прославился на всю страну, зрители боготворили его, а режиссеры наперебой приглашали в свои картины. Он стал символом своего времени. Актер был так популярен, что многие считали (и считают до сих пор), что в знаменитой скульптурной группе «Рабочий и колхозница» Вера Мухина в образе рабочего изобразила Сергея Столярова.
Столяровым были отлично исполнены роли в фильмах «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Руслан и Людмила», «Садко». В созданных образах былинных героев актер старался найти что-то неповторимое, не похожее друг на друга. Он искал внешний облик героев, перечитывая русские сказки, делал зарисовки, посещал Третьяковку, тренировался в Манеже в школе верховой езды. Тщательно работал над гримом.
Сергей Столяров. Кадр из фильма «Илья Муромец» (1956)
Он создал яркие образы современников, беззаветных патриотов страны в кинолентах «Гибель орла», «Голубые дороги», «Тайна двух океанов» и др.
Но во всех сыгранных картинах Столяров исполнял роли положительных героев, т,е, стал актером одного амплуа, ему со временем надоело повторяться, и он стал иногда отказываться от однотипных предложений — хотелось разнообразить репертуар. И однажды режиссер И.Савченко предложил Сергею Столярову роль денщика Фаддея Ивановича в фильме «Старинный водевиль», шутника, весельчака, песенника и танцора. Это была характерная роль, о чем Столяров мечтал давно. Актер впервые создал совершенно новый образ. И сделал это первоклассно!
А в фильме «Повесть о первой любви» актер сыграл вместе со своим сыном Кириллом, тогда еще студентом ВГИКа. Отец юного героя и строг в своей любви к сыну и чуток — он проявляет большое понимание и сердечность в тот момент, когда его сыну очень трудно.
Это был прекрасный дуэт двух Столяровых – опытного Сергея Дмитриевича и начинающего, еще неискушенного в актерской работе, юного Кирилла. Игра старшего и младшего Столяровых в одной картине была не только интересной, но и полезной для них обоих. Кирилл внимательно наблюдал за игрой отца, а Сергей Дмитриевич был рад передать сыну свой актерский опыт. Они и в повседневной жизни очень дружили, отец уделял Кириллу много времени, когда был свободен от съемок. Оба любили спорт, природу, охоту – интерес к этому с детства прививал сыну Сергей Дмитриевич.
Кирилл и Сергей Столяровы. Кадр из фильма «Повесть о первой любви» (1957)
После «Повести….» Сергей Столяров сыграл в картинах «Человек меняет кожу», «Им было девятнадцать»… Последняя работа — фильм «Туманность Андромеды»…
Личная жизнь Сергей Столярова была по-настоящему счастливой. Жена Ольга Дмитриевна Константинова — артистка, но жизнь посвятила мужу и сыну, занималась уютом, порядком в доме, и то, чем был обделен Сергей Дмитриевич в детстве и юности, с лихвой получил в семейной жизни и очень этим дорожил. Семья жила дружно, в полном согласии.
Сергей Дмитриевич Столяров скончался от онкологии, у него была лимфорсаркома. Ушел из жизни 9 декабря 1969 г.